Единый сайт Южно-Уральского государственного аграрного университета

четверг, 12 ноября 2015 г.

«Южноуральская панорама» вчера написала о науке университета

Алексей Панфилов: «Кукуруза на зерно на Урале - не фантастика, а наш ответ на новые вызовы аграрной науке и российскому АПК». Как «научить» теплолюбивую кукурузу вызревать в суровых условиях Урала? Эту мечту приближают ученые-аграрии Челябинской области, в рамках импортозамещения создавшие уральскую технологию возделывания кукурузы.
Это и стало одной из главных тем обсуждения на заседании Кукурузного клуба, прошедшем на днях в Краснодарском крае. В его работе принимал участие один из создателей технологии, заместитель директора по научной работе Института агроэкологии Южно-Уральского государственного аграрного университета, профессор, доктор сельскохозяйственных наук Алексей Панфилов. По возвращении на родину он дал комментарий «Южноуральской панораме».

  • С чего пришлось начинать при разработке технологии?
  • Главное – это создание ультраранних холодостойких и засухоустойчивых гибридов. Российская селекция двигалась в этом направлении более трех десятилетий – потребовалось вывести исходный материал, испытать его в северных регионах страны, наконец, создать на его основе гибриды с заданными качествами. Подчеркну, что это стало возможно только благодаря тесному сотрудничеству между учеными юга и севера страны. Главное, что пришлось сделать нам – это разработать модели нужных нам гибридов, понять, какими свойствами они должны обладать, одним словом, поставить перед селекционерами четкие задачи, а потом убедиться на месте, что они решены именно в том мере, как это было задумано. Сегодня это сотрудничество осуществляется в рамках координационного совета при Всероссийском НИИ кукурузы в Пятигорске, членом которого я являюсь.
  • Каковы результаты этой работы?
  • В координационный совет входят 15 российских государственных и частных селекционных учреждений. Ими за последние годы создана целая «линейка» отечественных ультраранних гибридов кукурузы, к лучшим из которых можно отнести Нур, Машук 150, Уральский 150, Обский 140, Кубанский 141, Ладожский 148 и другие. Два из них – Кубанский 101 и Росс 140 созданы при участии Института агроэкологии благодаря сотрудничеству с Кубанским НПО «КОС-Маис» и Краснодарским НИИСХ. Оба эти внесены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в России, и хорошо приспособлены к холодному климату - зерно кукурузы гарантированно вызревает до полной спелости. В прошлом году. А кукурузы зарубежной селекции, адаптированной к условиям Урала, с резко континентальным климатом, засухами и перепадами температуры, не существует. Так что это чисто отечественные разработки - своего рода «превентивное импортозамещение», делающее российский АПК независимым от поставок дорогостоящего семенного материала из-за рубежа.
  • А что показали производственные испытания гибридов?
  • Первые испытания показали, что использовать современные российские ультраранние гибриды на Урале и в Сибири резон есть - они нетребовательны к ресурсам тепла, устойчивы к засухе, резким переменам температуры. Хотя, к примеру, «Кубанский-101» лучше показал себя в Удмуртии и Рязанской области. Однако для того, чтобы кукуруза полностью раскрыла себя в наших условиях, недостаточно просто воспользоваться результатом работы селекционеров. Нами разработана сортовая агротехника этих гибридов, учитывающая их специфические требования к агрофону, срокам посева, густоте растений, уровню минерального питания, обоснована система защиты кукурузы от вредителей, болезней и сорняков это – тоже результаты не одного десятка лет работы. Кукуруза на зерно не терпит даже незначительного отклонения от оптимального агрофона. В отличие, например, от яровой пшеницы, которая при снижении агрофона теряет продуктивность плавно, «порциями», кукуруза или дает ожидаемый урожай, или не дает никакого. Это сказывается в условиях реального производства. Стабильно высокую урожайность получает СХП «Подовинное» более 2 тысячи гектаров, неплохие результаты в различные годы были в АО «Агаповское», «Наровчатское». Но на полях Петропавловского зернового комплекса птицефабрики «Челябинская» в 2005-2006 годах кукуруза дала посредственную урожайность – не более 2 тонн зерна с гектара. Причина – попытка упростить технологию, пренебрежение некоторыми рекомендациями, которые специалистам хозяйства показались второстепенными. Сейчас очень серьезный подход к кукурузе на зерно проявляет СХП «Красноармейское», где уборка еще не завершена, но достойный результат уже ожидаем.
  • Реально ли организовать на Урале семеноводство ультраранних гибридов кукурузы?
  • Технически вполне реально, но экономическая целесообразность не очевидна. Кондиционные семена получают не в кустарных условиях, а на кукурузокалибровочных заводах. Это масштабное высокотехнологичное производство. Окупится ли строительство такого завода на Урале, каков будет рынок сбыта семян? И самое главное – будет ли себестоимость семян ниже, чем на Северном Кавказе или в Центральном Черноземье? Однако вопрос не праздный, хотя бы потому, что на Урале новые гибриды, как правило, дают урожайность зерна выше, чем на юге России.
  • А что реально дает выращивание кукурузы на зерно?
  • Мы пока говорим о кукурузе только как о фуражной культуре. Так вот, кукуруза – единственная из «уральских» культур, которая содержит так называемый транзитный крахмал. Его отличие в том, что у крупного рогатого скота он переваривается не в желудке, а в кишечнике, и весь достается корове, а не ее «домашним» бактериям. Отсюда высокая питательность корма (а с ней надои и привесы). При этом не так важно, в каком виде достается животному зерно: в силосе, «корнаже» (измельченных и законсервированных початках) или в виде высушенного конечного продукта. Другое дело – свиноводство и птицеводство: здесь при достаточно высокой урожайности зерно кукурузы становится незаменимым источником дешевой и концентрированной энергии, но требуется полный уборочный цикл с обмолотом и сушкой зерна.
  • Думаю, что мы находимся в самом начале пути, и основная работа по «акклиматизации» зерновой кукурузы на Урале еще впереди. Но игра стоит свеч. Достаточно вспомнить слова Генри Уоллеса: «Выращивание кукурузы было и остается главным способом борьбы с голодом и нищетой».

Беседовал Евгений Аникиенко (газета «Южноуральская панорама» № 160-2015)

Панфилов Алексей Эдуардович:  род. 15.12.1961
  • 1979-1984 - студент агрономического фак. Курганского СХИ
  • 1984-1997 – Курганский НИИ зернового хозяйства – от младшего научного сотрудника до зам. директора по научной работе. Участвовал в организации и работе Научно-производственной системы «Кукуруза», Всероссийской школы кукурузы.
  • 1997-2001 – доцент кафедры генетики Института агроэкологии ЧГАУ.
  • 1999-2001 – эксперт проекта Tacis FD RUS 99-01
  • 2001-по наст. вр. – зам директора по научной работе Института агроэкологии.
  • 1992 – защита канд. диссертации в Уральском НИИСХ
  • 2005 - защита докт. диссертации в Сиб. НИИ кормов
  • 2007 – звание профессора.
  • Серебряная медаль ВДНХ СССР (1990)
  • Диплом первой степени конкурса «Инновация-2004» Министерства экономического развития Челябинской области
  • Почетные грамоты МСХ (2005, 2010) и Министерства образования (2007, 2015) Челябинской области
  • Звание «Ученый года ЧГАА» - 2013 г.
  • Опубликовал более 100 научных работ, в том числе одну монографию, 4 авторских свидетельства на селекционные достижения.
  • Член Всероссийского координационного совета по селекции и семеноводству кукурузы
  • Почетный член кукурузного клуба компании Bayer.

Комментариев нет :